пятница, 10 января 2014 г.

"Тайная психология" на страницах повести «Дневник лишнего человека»

Мы можем наблюдать за тем как Тургенев использует прием «тайная психология» на страницах повести «Дневник лишнего человека». Этот прием заставляет нас задуматься над чем то, что автор не показывает прямо, он хочет, чтобы читатели сами додумали, чтобы мы обратили свое внимание на мелкие детали, которые впоследствии помогут составить целостный образ героя произведения. Данным приемом буквально пропитан весь отрывок, который я выбрал. Мы можем погрузиться во внутренний мир героев и понять, ощутить, что они чувствуют. В каждом жесте, движении героев угадываются их переживания,  то, что происходит у них в душе, писатель не рассказывает об этом, но мы должны увидеть это сами, домыслить авторский текст.
 "Я неотступно следил за ее взором, пока она наконец весело не обращалась ко мне, и мы оба улыбались друг другу. Птицы одобрительно чирикали над нами, голубое небо ласково сквозило сквозь мелкую листву. Голова моя кружилась от избытка удовольствия. Спешу заметить: Лиза нисколько не была в меня влюблена. Я ей нравился; она вообще никого не дичилась, но не мне было суждено возмутить ее детское спокойствие. Она шла под руку со мной, как бы с братом. Ей было тогда семнадцать лет... И, между тем в тот самый вечер, при мне, началось в ней то внутреннее, тихое брожение, которое предшествует превращению ребенка в женщину..."
В этом отрывке мы можем увидеть, что автор хочет донести до нас внутреннее состояние Челкатурина, его отношение  к Лизе, его чувства и переживания. Мы догадываемся об  этих чувствах через мимику, жесты, взгляд тургеневского героя.
"Иногда она принималась идти вперед, так решительно... а потом вдруг останавливалась, ждала меня и оглядывалась кругом с приподнятыми бровями и рассеянной усмешкой". 
 Мы обращаем внимание на движения девушки: сначала она решительно идёт вперёд и вдруг останавливается. Невольно мы думаем, что заставило её остановиться, и у нас возникают различные предположения:

А что скрывается за "приподнятыми бровями" Лизы: удивление, ожидание, недоумение, вызванные рождение новых неведомых чувств? Что скрывается за "рассеянной улыбкой"? Через эту мимику мы можем увидеть то, еще несерьезное, отношение Лизы к чувствам Челкатурина, она не воспринимает их всерьез.
"Она покачала головой. Я более не мог произнести слова... я ждал чего-то... не признанья -- где!
Ей, я это видел, становилось неловко, почти стыдно".
Рассказчик не объясняет, почему девушке стало "неловко, почти стыдно", но я как читатель могу предположить, именно в этих строках мы можем увидеть превращение Лизы из юной девушки в женщину.
Тургенев дает нам возможность домысливать, познавать самим внутренний мир своих героев.
Мы можем сделать вывод, что  «тайная психология» есть лучший способ выражения переживаний, чувств и эмоций любого произведения

1 комментарий:

  1. Гурам, во-первых, хочу поблагодарить тебя за самостоятельный выбор тургеневской повести, думаю, многим нашим одноклассникам она незнакома. Несколько замечаний: ничего не сказано о том, что "тайная психология", поэтому теряется смысл твоих рассуждений. Размышления о переживаниях героя в данном случае неуместны - он же является рассказчиком, поэтому может о себе рассказать абсолютно всё, в том числе поведать и о своих переживаниях и чувствах. А вот наблюдения за поведением героини изумительны, но не закончены, к сожалению. Необходимо ещё потрудиться. При этом искренне радуюсь, читая эту незавершённую работу и хвалю тебя.

    ОтветитьУдалить