суббота, 1 февраля 2014 г.

Театр изменяет историю...



Позавчера мне повезло побывать в «Государственной Филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества» и посмотреть постановку пьесы Островского «Гроза».
Уже после первого эпизода я поняла, что постановка никак не будет отражать мои прежние представления и наблюдения о пьесе. Катерина всегда представлялась мне слишком мягкой, слишком наивной и не от мира сего девушкой. Соответственно, и голос у нее был в моем представлении мягкий, спокойный. Но в исполнении Анны Некрасовой Катерина была
совершенно другой. Более твердой, более разумной, иногда подступающей к вопросам с холодной логикой и решительностью. Против ее доводов нечего было возразить Варваре… Катерина вышла живым персонажем, живым человеком, которого можно встретить на улице, и от того стала ближе зрителю. Ни в коем случае я не говорю, что героиня Анны Некрасовой не похожа на Катерину Островского. Возможно, очень даже похожа, ведь мы не знаем, что именно имел в виду писатель, когда создавал пьесу.
Тихон изумительно был сыгран Александром Дубравиным. Не смотря на то, что многие сцены с ним вызывали смех у зрителей (например, сцена, где он подносит своей маме скамейку), его искренность просто не поддавалась сомнению.
Абсолютно все актеры порадовали меня своим исполнением. Варвара
Нина Архипова(Нина Архипова) вышла живой и сообразительной, Кулигин (Юрий Захаров) жизнерадостным и проницательным, но знающим меру, Кудряш… Кудряш еще в самом начале спектакля выбил почву у меня из-под ног. В моем представлении он был этаким героем-романтиком. Из низов общества, но со своими представлениями о жизни, выраженной позицией, приличным
молодым человеком. Но тут на сцене появился Василий Титунин. Большой, с бородой, в красной шапке, с балалайкой через плечо. Нравов этот Кудряш оказался веселых, создалось впечатление, что он любит иногда выпить. Он был этаким шутом на сцене. Тем не менее, такой Кудряш оказался
обаятельным и он нисколько не испортил впечатление, а только подчеркнул, что постановка – не просто воспроизведенная пьеса Островского, но и трактовка режиссера Томошевского. Феклушу в исполнении Юлии Зорькиной я сначала даже не узнала, так она изменилась, войдя в постановку; Глаша не просто произнесла свой текст, но и проявила свой характер, как отдельный и полноценный персонаж, с ее исполнением прекрасно справилась Виктория Зайцева; Шапкин в исполнении Андрея Калеева больше напоминал мне крестьянина, но тоже справился отлично.
Самая, пожалуй, сложная роль была у Антона Обухова. Изобразить Бориса Григорьевича, человека, над которым просто невозможно никак подшутить в постановке, или сделать его комичным, найти у него слабые стороны. Борис Григорьевич – та любовь, которую, наконец, обрела Катерина, а значит, он должен быть достойным ее любви. Сын Дикого получился очень правдоподобно. Я слышала от зрителей, что он слишком сдержан. Может быть, но это и естественно – молодой человек хорошо воспитан, и Обухов не стал переигрывать.
И, наконец, Марфа Игнатьевна Кабанова. Именно она в исполнении Татьяны Морозовой
запомнилась мне больше всего. Она не блещет особым умом и добродетелью, но все ее поступки имеют объяснение: она любит своего сына, и всеми силами старается повернуть этот непослушный мир по-другому. Так, чтобы было лучше. Жаль, что она не получила должного образования, возможно, будь она немного умней, она бы смогла понять, где себя сдержать, и как действительно помочь сыну.
Я не упомянула самого Савела Прокофьевича. Возможно, потому что у него действительно было мало слов в данной постановке. Но к игре Константина Сироткина у меня нет ни малейшей претензии.
Есть ли у этой постановки недостатки? Наверное, есть. Некоторые шутки на столько не вязались с моим представлением о пьесе, что хотелось закрыть глаза и отвернуться. Чего только стоил Кудряш, пошедший на Бориса Григорьевича со скамейкой, или Варвара, зазывающая того же Бориса на встречу у калитки, маскируясь в свой красный платок. Но после спектакля все это аккуратно улеглось в голове, будто бы именно так и должно быть.
Я написала тут про каждого героя пьесы, и если сама по себе она не производила на меня впечатления, то в исполнении «Детской Филармонии» понравилась мне гораздо больше.
Я не думаю, что именно это имел в виду Островский, когда писал «Грозу», но в том, что постановка более чем удачная, сомнений нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий